|
Броневик «Враг капитала»В наших коллекциях есть немало марок, посвящённых Владимиру Ильичу Ленину. Меня особенно заинтересовала одна. Освещённый лучами прожекторов, стоя на башне броневика, в памятный вечер 3(16) апреля 1917 г. Владимир Ильич заканчивает свою речь призывом: «Да здравствует социалистическая революция!». Эта марка вышла в 1932 г. в серии, посвящённой 15-летию Великой Октябрьской социалистической революции (№ 441). Броневик, на котором В. И. Ленин после выступления на площади у Финляндского вокзала ехал до особняка Кшесинской (где помещались Центральный и Петроградский Комитеты партии большевиков, а теперь находится Музей Великой Октябрьской социалистической революции), установлен ныне на гранитном пьедестале у главного подъезда Ленинградского филиала Центрального музея В. И. Ленина. Помню, однажды я долго стоял у стальной машины. И внезапно, вспомнив имеющуюся в коллекции марку, обратил внимание: броневик, стоящий передо мной, во многих деталях не похож на броневик, изображённый на марке. Особенно бросилась в глаза разница в расположении боевых башен: на марке они стоят бок о бок, рядышком, почти сливаясь одна с другой, а в натуре размещаются по диагонали. Заинтересовавшись, я стал расспрашивать дежурного экскурсовода музея об истории броневика. Оказывается, в октябре 1917 г. броневик участвовал в штурме Зимнего, а затем в защите Петрограда от интервентов. Солдаты революционных частей Петроградского гарнизона окрестили эту машину «Враг капитала» и яркой краской вывелибоевое имя на её броне. После окончания Гражданской войны броневик был передан в один из учебных отрядов; дальнейшие следы его затерялись. В двадцатых — тридцатых годах поиски броневика предпринимались неоднократно. Было пересмотрено огромное количество архивных документов, обследовано свыше 30 машин. В феврале 1939 г. броневик «Враг капитала» был найден и передан в Ленинградский филиал Музея В. И. Ленина. Любопытно, что одна из характерных примет пропавшего броневика — именно диагональное расположение его башен. Поскольку марка, о которой идёт речь, была выпущена в 1932 г., художник А. Суворов, рисовавший её, мог и не знать, как выглядел в жизни исторический броневик «Враг капитала». Казалось бы, на том и конец моим исследованиям. Но нет — они ещё только начинались. В одном из залов филиала музея мой взгляд задержался на большом полотне — копии с картины А. Моравова «Приезд В. И. Ленина в Петроград в 1917 году», созданной им в 1933 г. Владимир Ильич сходит по ступеням Финляндского вокзала, встречаемый многотысячной толпой рабочих, солдат, матросов. Поодаль стоит броневик но броневик, как две капли воды, похожий на тот, что изображён на марке!... Случайное совпадение исключалось; тот же поворот корпуса, те же тени на бортах и башнях. Сомнений не оставалось: оба художника пользовались одним первоисточником. Но каким? Как-то месяца через два работал я в газетном зале Публичной библиотеки и в поисках материалов о рекордном полёте стратостата «Осоавиахим-1» просматривал «Вечернюю Москву» за январь 1933 г. Номер газеты от 21 января, посвященный памяти Владимира Ильича, приковал моё внимание. На третьей странице, наверху, я увидел знакомый сюжет— в. И. Ленин на стальной трибунеу Финляндского вокзала! И вновь именно тот броневик, что на марке и на картине А. Моравова. К счастью, подписьмногое делала ясным: снимок в газете воспроизводил кадр из кинофильма «10 дней, которые потрясли мир». Я сфотографировал газетный снимок с тем, чтобы узнать об этом фильме подробнее. Результат оказался неожиданным: фильм с таким названием на экранах страны не шел. Когда кем он был отснят? И я обратился к истории советского кино. Один из замечательных мастеров советского киноискусства, Сергей Эйзенштейн, после создания «Броненосца «Потемкина» приступил к постановке фильма «Октябрь», посвящённого 10-летию Октябрьской революции. Фильм был задуман как историческая хроника. 7 ноября 1927 г. в Большом театре состоялся первый показ нового фильма. «Октябрь» обошёл все экраны страны, демонстрировался и за рубежом, но...под названием «10 дней, которые потрясли мир». Однако судьба кинокартины оказалась нелёгкой. Многие эпизоды, посвящённые В. И. Ленину, в годы культа личности были вырезаны а зияющие провалы заполнены чуждыми картине кадрами. Фильм пере стал соответствовать первоначальному творческому замыслу великогохудожника. В канун 45-й годовщины Великой Октябрьской Революции в октябре 1962 г., группа советских кинодеятелей начала работы по восстановлению фильма «Октябрь» в его первоначальном виде. И вот один из кадров фильма по счастливому совпадению оказалсязапечатлённым на советской марке. Осталось добавить немногое. Художник А. Суворов, создавая марку, положил в основу её сюжета кадр из фильма «Октябрь» новнес в рисунок важное уточнение: Владимир Ильич изображен на марке в той же позе в какой он запечатлён скульптором С. Евсеевым в известном памятнике у Финляндского вокзала в Ленинграде. |