• Архив публикаций
  • Продажа филматерьяла
  • Черный список коллекционеров
  • Лучший форум для филателистов

  • Рассылка Страна Филателия

    Скульптор неизвестен?

    image8

    Не менее интересными оказались поиски, связанные с другой ленин­ской маркой. В начале сентября 1938 г. появилась серия марок посвящённых советским детям (№№ 653—659). На одной из них (№ 654) изображена скульптурная группа: Владимир Ильич, сидя на парковой скамейке, отечески беседует с мальчуганом, держащим в ру­ках книгу, и девчушкой, прижимающей к себе мяч. Эту скульптурную группу окружают дети.

    В Каталоге советских почтовых марок обычно указывается автор художественного произведения, изображённого на марке. Однако в дан­ном случае вместо имени скульптора стоял прочерк. Интерес к скульп­туре усугублялся ещё и тем, что она, судя по времени выпуска марки являлась одной из первых попыток запечатлеть в камне Владимира Ильича с детьми. Когда и где устанавливалась скульптура, чьей она ра­боты. цела ли сейчас? Со всеми этими вопросами я обратился в отдел фондов Ленинградского филиала Центрального музея В И Ленина. За­ведующая отделом внимательно меня выслушала. «Могу Вам помочь немногим, — сказала она задумчиво. — Лет 8—10 назад в залах музея действительно экспонировалась скульптурная группа «Ленин и дети» но она давно снята с экспозиции, и увидеть её сейчас невозможно. Вспоми­наю только, что была она небольшой, не более метра в высоту, и девочка держала в руке не мяч, а какой-то другой предмет. А ваша скульптура судя по рисунку марки, высотой в 2—3 метра и установлена в неизвест­ном нам саду. Попробуем установить фамилию автора по инвентарным записям». г

    «Вот, — сообщила она, найдя нужную страницу, - запись, к счастью сохранилась. Музеи получил скульптуру в 1937 году лично от скульптора Н. Вальдмана. Конечно, если бы узнать, в каком городе стояла скульп­тора, изображённая на марке, поиски удалось бы облегчить. Попробуйте обратиться в Союз художников». иопрооуите

    Но в Ленинградском отделении Союза художников меня ждала неудача. Ни скульптор Вальдман, ни его работы в картотеке Союза не числились. А все довоенные архивы погибли во время блокады. Нужно было идти иным путем.

    Итут мелькнула счастливая мысль. Если произведение Вальлмяна было одной из первых скульптурных работ, посвящённых В. И Ленинуи детям, то его появление не могло пройти незамеченным для пионерских газет того времени! И я начал на всякий случай внимательно, номер за номером, просматривать наши ленинградские «Ленинские искры». Поиски оказались не напрасными: в номере от 27 апреля 1934 г. удалось обнаружить фотографию скульптуры (причём, у девочки в руке именно мяч) и краткое сообщение о том, что в скором времени её устанавливают в

    Михайловском саду в Ленинграде.

    Разумеется, я поспешил в Михайловский сад. Увы, я увидел там лишь одинокого сторожа. Скульптуры не было. Как никак, со дня ее установки прошло около тридцати лет. Срок немалый!

    image9

    Сторож посоветовал мне обратиться в Музей городской скульптуры. Там мне показали архив. Из дальнего шкафа вынули коричневую папку, помеченную 1940 г. С волнением открыл я первый лист. То был акт о состоянии скульптуры. Выполненная в бетоне с мраморной крошкой и установленная в 1934 г., она от времени стала разрушаться. Учитывая некоторые художественные недостатки работы, комиссия пришла к вы­воду о нецелесообразности дальнейшей реставрации скульптуры. 16 де­кабря 1940 г. скульптурная группа была снята. К великой моей радости, в той же папке я нашёл и письмо скульптора Николая Вальдмана. «Ра­ботал я, писал скульптор, в крайне плохих условиях (в маленьком сарае в Летнем саду), группа вышла не очень удачной, но все-таки была при­нята и установлена. У посетителей сада группа пользовалась большим успехом, а её изображение много раз печаталось в журналах и газе­тах и, наконец, было дано даже на марке почты СССР. По заказу МузеяВ. И. Ленина я сделал умень­шенное повторение группы вы­сотой в 1 метр, несколько улуч­шив композицию. Копия с этой группы приобретена Дворцом пионеров им. Жданова. Вторая работа вышла удачнее и сохра­нит мою идею для ребят Ле­нинграда...».

    Пожав руку улыбающейся сотруднице музея, я помчался во Дворец пионеров. С нетер­пением поднялся на третий этаж Дворца, где помещалась Ленинская комната. Цела ли скульптура? Открываю дверь, вхожу и застываю в волнении: прямо передо мной, у окна, стоит конечная цель моих поисков — скульптурная группа Н. Вальдмана «Ленин и дети». Она дей­ствительно композиционно слегкаотличается от изображённой на мар­ке. Владимир Ильич ближе привлёк к себе девочку, и она держит в руке не мяч, а медвежонка. Вот он, второй вариант!

    А первый вариант скульптурной группы, изображённый на почтовой марке, перестал быть безымянным произведением — вместо прочерка в каталоге теперь будет стоять фамилия скульптора.

    Почему же о скульпторе не оказалось сведений в Союзе художников. Потому, видимо, что он и не был мастером-профессионалом. Скульп­тор Николай Фёдорович Вальдман оказался ...моряком, капитаном вто­рого ранга, командиром сторожевой канонерской лодки. Увлечение скульптурой было у него настолько сильным, а талант настолько оче­видным, что работы скульптора-любителя получили всеобщее признание. И наша почтовая марка — отличное тому свидетельство.