• Архив публикаций
  • Продажа филматерьяла
  • Черный список коллекционеров
  • Лучший форум для филателистов

  • Рассылка Страна Филателия

    Серия со странностями

    Вы обратили внимание на примечательную особенность подавляющего большинства советских марок, выпущенных с начала 30-х гг.

    и до наших дней?

    Я имею в виду однотипное внешнее оформление марок, составляю­щих какую-либо серию. Эта однотипность — прежде всего в шрифте и расположении надписей «Почта СССР» и номиналов марок. Взгляните на любую серию: будь то известная «Спартакиада» 1935 г. (№№ 542— 551) или, скажем, выпуск из пяти марок, посвящённых III зимним Олим­пийским играм, 1960 г. (№№ 2434—2438) — эти надписи внутри каждой серии одинаково расположены, сделаны как бы одним почерком. Серия в таком оформлении выглядит строже, наряднее. Сегодня это наблюдение звучит азбучной истиной. И, однако, именно оно послужило однажды основой для интересного открытия.

    До начала 30-х гг. не существовало чётких рекомендаций ни в от­ношении формата марок, ни в отношении их внешнего оформления. Это приводило ко многим неудобствам в работе почты. Так, например, из-за разностильности оформления марок внутри ряда серий («10 лет Великой Октябрьской революции» 1927 г., №№ 327—333, или «За индустриали­зацию» 1929 г., №№ 366—369) оказывалось затруднительным по внеш­нему виду марки определить, к какой серии она относится; из-за одина­ковой расцветки стандартных марок с разными номиналами (№ 341 —


    2 коп. и № 345 — 8 коп. — обе зелёные) возникала путаница при прода­же марок и при обработке корреспонденции.

    Учитывая это, 2 августа 1928 г. почтовый отдел НКПиТ сообщил, что «в настоящее время ведутся работы то стандартизации размера, ко­личества и цвета марок...» ). 24 августа 1929 г. уже поступили в обраще­ние первые марки новых утверждённых форматов. То были марки Третье­го стандартного выпуска (Ms370—386) размером 18x26 мм(вклю­чая зубцы) у копеечных номиналов и 37x26мм — у рублёвых (инте­ресно отметить, что эти размеры остаются основными и то сей день).

    В 1932 г. преодолели и другой недостаток — разностильность в оформлении марок внутри серии. Любопытен такой факт: к ноябрю 1932 г. готовилась к выпуску серия «15 лет Великой Октябрьской рево­люции» (№№ 441—447). Поскольку марки были отобраны в результате конкурса и принадлежали различным художникам, они оказались со­вершенно по-разному оформленными. Дабы исправить дело, художнику И. И. Дубасову пришлось сделать надписи на всех марках заново, «одним почерком», и только после этого их запустили в производство.


    image10

    image11

    image12


    И вот однажды, просматривая коллекцию советских марок, я обра­тил внимание на странную с точки зрения единства стиля серию. В 1945 г., в апреле, вышла серия из шести марок, посвящённая Великой Отечест­венной войне (№№ 1001 —1006). Нетрудно заметить любопытную осо­бенность: три марки серии (№№ 1001, 1002, 1005) — многоцветные, оформлены в одном стиле, а три другие — «Вперёд, на штурм!» в 30 коп. (№ 1003), «Привет освободителям!» в 60 коп. (№ 1004) и «Ни шагу назад!» в 1 руб. (№ 1006) — одноцветные, оформлены в совершен­но ином, своём, стиле. А художник всех марок серии указан в каталоге один — И. Дубасов. Как же могла появиться такая разнохарактерная по композиции и шрифту надписей серия?

    Ответ удалось найти не сразу. Просматривая однажды монографию об известном советском художнике Георгии Константиновиче Савицком, который, как известно, являлся автором одной из марок серии 1940 «20-летие штурма Перекопа», в главе, относящейся к военному периоду творчества художника, я обнаружил упоминание о том, что Г. Савицкий принял участие в специальном конкурсе на серию почтовых марок, по­свящённых Великой Отечественной войне. И дальше сообщалось: по итогам конкурса первая премия не была присуждена никому, а вторую получил... Г. К. Савицкий! Какие же марки он рисовал? Ведь в нашем каталоге об этом нет никакого упоминания! К счастью, в конце моно­графии поместили исчерпывающий перечень работ художника. 11 там, среди работ 1943 г., оказалось описание и трёх рисунков для почтовых марок: «Вперёд, на штурм!», «Ни шагу назад!» и «Привет освободителям!». Именно эти три марки, созданные Г. К. Савицким, и вошли в 1945 г. в серию «Великая Отечественная война». Вот почему оформле­ние их однотипно и так не похоже на оформление остальных трех марок, которые принадлежат художнику И. И. Дубасову.