|
Серия со странностямиВы обратили внимание на примечательную особенность подавляющего большинства советских марок, выпущенных с начала 30-х гг. и до наших дней? Я имею в виду однотипное внешнее оформление марок, составляющих какую-либо серию. Эта однотипность — прежде всего в шрифте и расположении надписей «Почта СССР» и номиналов марок. Взгляните на любую серию: будь то известная «Спартакиада» 1935 г. (№№ 542— 551) или, скажем, выпуск из пяти марок, посвящённых III зимним Олимпийским играм, 1960 г. (№№ 2434—2438) — эти надписи внутри каждой серии одинаково расположены, сделаны как бы одним почерком. Серия в таком оформлении выглядит строже, наряднее. Сегодня это наблюдение звучит азбучной истиной. И, однако, именно оно послужило однажды основой для интересного открытия. До начала 30-х гг. не существовало чётких рекомендаций ни в отношении формата марок, ни в отношении их внешнего оформления. Это приводило ко многим неудобствам в работе почты. Так, например, из-за разностильности оформления марок внутри ряда серий («10 лет Великой Октябрьской революции» 1927 г., №№ 327—333, или «За индустриализацию» 1929 г., №№ 366—369) оказывалось затруднительным по внешнему виду марки определить, к какой серии она относится; из-за одинаковой расцветки стандартных марок с разными номиналами (№ 341 — 2 коп. и № 345 — 8 коп. — обе зелёные) возникала путаница при продаже марок и при обработке корреспонденции. Учитывая это, 2 августа 1928 г. почтовый отдел НКПиТ сообщил, что «в настоящее время ведутся работы то стандартизации размера, количества и цвета марок...» ). 24 августа 1929 г. уже поступили в обращение первые марки новых утверждённых форматов. То были марки Третьего стандартного выпуска (Ms370—386) размером 18x26 мм(включая зубцы) у копеечных номиналов и 37x26мм — у рублёвых (интересно отметить, что эти размеры остаются основными и то сей день). В 1932 г. преодолели и другой недостаток — разностильность в оформлении марок внутри серии. Любопытен такой факт: к ноябрю 1932 г. готовилась к выпуску серия «15 лет Великой Октябрьской революции» (№№ 441—447). Поскольку марки были отобраны в результате конкурса и принадлежали различным художникам, они оказались совершенно по-разному оформленными. Дабы исправить дело, художнику И. И. Дубасову пришлось сделать надписи на всех марках заново, «одним почерком», и только после этого их запустили в производство. И вот однажды, просматривая коллекцию советских марок, я обратил внимание на странную с точки зрения единства стиля серию. В 1945 г., в апреле, вышла серия из шести марок, посвящённая Великой Отечественной войне (№№ 1001 —1006). Нетрудно заметить любопытную особенность: три марки серии (№№ 1001, 1002, 1005) — многоцветные, оформлены в одном стиле, а три другие — «Вперёд, на штурм!» в 30 коп. (№ 1003), «Привет освободителям!» в 60 коп. (№ 1004) и «Ни шагу назад!» в 1 руб. (№ 1006) — одноцветные, оформлены в совершенно ином, своём, стиле. А художник всех марок серии указан в каталоге один — И. Дубасов. Как же могла появиться такая разнохарактерная по композиции и шрифту надписей серия? Ответ удалось найти не сразу. Просматривая однажды монографию об известном советском художнике Георгии Константиновиче Савицком, который, как известно, являлся автором одной из марок серии 1940 «20-летие штурма Перекопа», в главе, относящейся к военному периоду творчества художника, я обнаружил упоминание о том, что Г. Савицкий принял участие в специальном конкурсе на серию почтовых марок, посвящённых Великой Отечественной войне. И дальше сообщалось: по итогам конкурса первая премия не была присуждена никому, а вторую получил... Г. К. Савицкий! Какие же марки он рисовал? Ведь в нашем каталоге об этом нет никакого упоминания! К счастью, в конце монографии поместили исчерпывающий перечень работ художника. 11 там, среди работ 1943 г., оказалось описание и трёх рисунков для почтовых марок: «Вперёд, на штурм!», «Ни шагу назад!» и «Привет освободителям!». Именно эти три марки, созданные Г. К. Савицким, и вошли в 1945 г. в серию «Великая Отечественная война». Вот почему оформление их однотипно и так не похоже на оформление остальных трех марок, которые принадлежат художнику И. И. Дубасову. |